Предлагает Ада Быковская
Как написать хороший текст: забудьте о школьных сочинениях (http://arcobaleno-ru.livejournal.com/142398.html)
Писать понятно и доступно - навык, и этому несложно
научиться. Этот навык особенно важен в интернете, где внимание читателей
рассеяно. Даже интересные темы не будут читать, если автор ходит вокруг да
около и "раскочегаривается" только к концу текста.
Правильно составлять тексты учил нас в Голландии профессор
по Marketing Management, усатый, шумный, похожий на оголландившегося Эркюля
Пуаро. Курс его был один из самых практически полезных - в том числе, пару
занятий мы учились кружочками вырисовывать планы докладов и структурировать
мысли.
Это я потом использовала в диссертации, на работе, в книге
и, само собой, в постах ЖЖ. Нельзя начинать с плана, как нас учили в школе,
потому что мозг не мыслит линейно. Сначала надо выписать все мысли, которые у
вас есть по вашей теме, и только после этого уже их структурировать, собрать в
логичный план. Если мы составляем иерархический план сразу (1, 2.1, 2.2, 2.3,
3), мы прыгаем через две ступеньки, что не способствует ясности.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Начинаю я с большого круга в центре листа, куда записываю
основную мысль текста. Хитрость в том, что это не название, это не "о
том-то". Это описание моего внутреннего драйва для текста, зачем я его
пишу, какую мысль хочу донести до читателя. Иногда приходится подумать, чтобы
четко сформулировать свою цель.
Важно, чтобы основная мысль в тексте была только одна! Люди
плохо воспринимают две мысли, это уже много. Иногда обидно, но приходится себя
ограничивать. Либо делить текст на разные части со своими заголовками и
внутренней структурой.
Например, я когда-то писала на тему Лучшая цель - отсутствие
цели. Вкратце - когда-то я пробовала ставить перед собой цели и разочаровалась,
но не могла от целей отказаться - в нашем обществе целеполагание поощряяется.
Потом я вычитала, что главная история о важности целей фальшивая, обрадовалась
и решила жить без целей. Однако, и жизнь без целей меня разочаровала, потому
что оказалась скучной. Я опять вернулась к целям, но уже не в качестве
"жизненных ориентиров", а в качестве "средства от скуки".
Здесь никак не получалось одной основной мысли. Получались
две. Одна - что цели, которые нас поощряют ставить, часто не отвечают нашим
внутренним потребностям, не приносят удовольствия и не гарантируют успеха.
Вторая - что радостная и счастливая жизнь все-таки требует некоторых целей,
поскольку совсем без них скучно. Поэтому я сделала два поста, каждый для своей
мысли.
Соответственно, в центральном круге для первого поста я
писала, что "цели - не так хороши, как нам их преподносят".
Разумеется, можно было бы подойти к теме и с других ракурсов - хотя бы
"нам врут о целях". Тогда в тексте я бы больше приводила примеров о том,
как "гуру успеха" придумывают примеры, выдавая их за реальные, или
говорят о чем-то недоказанном, а их последователи в итоге разочаровываются.
РАЗВИТИЕ ТЕМЫ
Вокруг центрального большого круга я записываю, что хотела
бы и могу сказать - в беспорядке, где есть свободное место. Мне не надо думать
на этом этапе, какая мысль должна следовать за чем, я выписываю все, что
приходит в голову, в произвольном порядке. Поэтому, кстати, важно не писать
"в столбик" - бессознательно мы будем стараться структурировать и
ограничим себя.
Когда все выписала, сходные мысли соединяю стрелочками -
выстраиваю связи между ними. На этом этапе видно, что некоторые мысли - лишние,
не соответствуют моей основной мысли или не вписываются в структуру. Их я
вычеркиваю. А некоторые важные пункты оказываются "голыми", к ним
добавляю примеров.
И только после этого я нумерую, что за чем и в каком порядке
должно следовать. На фотографии к этому посту видно, как это выглядит - хотя на
большие тексты уходит иногда целый разворот тетради, а для рабочих текстов и
книги я использовала большие блокноты формата А4.
В это же время я продумываю, в каком виде текст будет лучше
смотреться. Вариантов много - история с выводами, история с пунктами, простой
список, вопросы и ответы и т.д.
ПЛАН И НАПИСАНИЕ ТЕКСТА
После предыдущего этапа у меня получился план. Дальше я план
переписываю набело и проверяю - есть ли там логичность, цельность. Есть ли у
меня интересные истории/примеры, чтобы оживить текст. По этому плану я уже пишу
пост.
При написании, разумеется, учитываю, чтобы в каждом абзаце
была одна мысль, предложения были простыми и понятными, основные пункты
выделенными, заключения усиливали впечатления от текста - в общем, все то, о
чем я писала в "Руководстве".
MindMapping, в принципе, тоже на этом основан, но мне ни
одна программа не подошла. На бумаге все нагляднее и проще. Второй недостаток
программ - они требуют строгого "ветвистого строения", то есть у вас
от одной "ветки мысли" отходят другие, ее раскрывающие. А значит -
вам уже надо связи между ними логически выстраивать. Вы опять пропускаете
пункт, когда вы просто все выплескиваете на бумагу, не заботясь о
последовательности и связях.
Разумеется, все это относится к текстам, в которым вам надо
что-то сказать, а не просто поговорить. "Говорить" - приятно и
создает ощущение эмоциональной близости, если вас слушают и отвечают. "Сказать"
- нацелено на эффективность донесения вашей мысли. Это более понятно мужчинам,
которые ценности "говорения" с нами не всегда разделяют. Когда-то я
даже любимому мужчине некоторые длинные письма писала, начиная с создания
неиерархического плана. :) Иногда я так планирую и разговоры - пусть и не столь
детально. Не только по работе, но даже перед встречей с подругами-друзьями,
когда понимаю, что хочется много сказать, а времени будет не хватать.
И нет, это не сложно и не занимает так уж много времени, как
только вы научитесь это делать. Но дает важнейшие преимущества:
вы получаете четкий, логичный, легко читаемый текст,
вы упрощаете себе его написание,
вы избавляетесь от страха белого листа (выписывать все, что
приходит в голову - очень просто!)
От себя добавлю: я использую подобные блок-схемы на своих
занятиях.
Мои замечания –
- из-за того, что можно писать все подряд, в любом порядке, ученик, действительно, «избавляется от страха белого листа»
- очень удобно работать над небольшими сочинениями, которые требуются в младших классах, – над всеми этими «любимыми животными» и «запомнившимися архитектурными памятниками». Ребенок рисует в центре кружочек, квадратик, все, что душа пожелает, и озаглавливает в соответствии с темой, например, «Собака». Набрасывает на листе все, что знает про собаку, перечисляет понравившиеся черты, ассоциации, события, связанные с любимым животным. На листе постепенно накапливается вся информация. В результате ребенок видит, что ему есть, что сказать о любимом животном
- при таком оформлении не отделаешься общими фразами – «я очень люблю собак», «собаки очень хорошие», «собаки мне очень нравятся»
Комментариев нет:
Отправить комментарий