«Если вы придете на семинар к студентам-гуманитариям,
которые учатся писательскому ремеслу, и предложите им написать о каком-нибудь
достижении науки, по классу тут же прокатится жалобный стон. «Нет! Только не
наука!» — услышите вы. Этот трепет перед наукой — общая болезнь всех студентов.
Когда-то в школе учитель химии или физики сказал им, что у них «ненаучный склад
ума».
Если вы обратитесь к взрослому химику, физику или инженеру и
попросите их написать о своей деятельности, это вызовет что-то вроде паники.
«Нет! Не заставляйте нас писать!» — скажут они. У них тоже есть общая болезнь:
они боятся писать. Когда-то в школе учитель литературы сказал им, что они «не
чувствуют слова»
Так Уильям Зинсер начинает главу о том, как писать научные
тексты. Он доказывает, что это не так сложно, как кажется.
Но я привела эту цитату с другой целью.
Чего нет у студентов-гуманитариев или химиков-физиков
из отрывка? Уверенности! Вся книга Зинсера посвящена уверенности. Нет, автор не
утверждает, что писать легко. Наоборот, он подчеркивает – сложно и еще как! Но
пишущий должен быть уверен, что он справится с задачей. Просто надо изучить некоторые механизмы, проделать не одно упражнение.
Мыслить логично и ясно, по мнению автора, способен каждый
(мы в данном случае не говорим о создании шедевров, как у Шекспира. Всего-то и
надо, что написать инструкцию или приказ).
Также уверенность требуется школьникам. Но именно ее часто,
на мой взгляд, им не хватает. Чистый лист вызывает у ребенка испуганное «что
мне с ним делать?»
Так что, поселить уверенность в ученике – первый шаг
при обучении сочинять!
Комментариев нет:
Отправить комментарий