- Пишите, не отвлекаясь
Скажу по себе: если я сажусь и работаю над статьей
последовательно, не просматриваю параллельно электронную почту, сообщения в
соцсетях и просто «суперсрочные» поисковые запросы – то со статьей справляюсь
быстро (думаю, что это верно не только при сочинительстве, но и при любой
другой деятельности - расчетах, чертежах и т.п.). Но стоит мне сбиться, и
статья затягивается очень надолго (жуткая вещь эта прокрастинация!).
Рисунок с сайта ru.wikihow.com
С ребенком сложнее. Первое – сосредоточенность десятилетки и
взрослого разная. Очень сложно понять – то ли ребенок в самом деле задумался
над очередным пассажем, то ли, простите, бьет баклуши. Второе – мотивация. Учащийся
понимает, зачем пишет? Ведь, когда не видно цели, улететь в облака не составляет
труда.
- · Записывайте подряд все, что приходит в голову
Не старайтесь написать сразу набело. Пишите, как пишется. Слова
могут не согласовываться друг с другом, мысли прыгать или повторяться в разных
вариациях. На тавтологию и грамматику пока махнем рукой. Легче и быстрее
записать все «непричесанные» идеи и потом их подправить, чем сидеть над одной
фразой, додумывая ее сразу до чистового варианта. За это время устанете – раз, а
все хорошие идеи окончательно выветрятся из головы – два.
Черновик романа "Евгений Онегин" А.С. Пушкина
Здесь опять возникает сложность – сроки. Некогда возится с
черновиками (кстати, и в школе последнее время черновики не в моде, даже
контрольные сочинения пишутся сразу начисто): еще «висит» домашка по
математике, не закончена картинка на рисование, а потом еще на футбольную
секцию топать. Рекомендация одна – не затягивать до последнего. Не обязательно
садиться за сочинение в тот же день, что его задали. Своему сыну я говорю:
«Походи, обдумай». Это не значит, что он вышагивает по комнате и мучительно размышляет
над тем, что же писать. Нет, пришло в голову во время игры что-то, показавшееся
полезным, – записывает!
- · Забудьте о соперничестве!
Давайте определимся, для кого вы пишете – для школы или для
себя? Пусть учитель зачитывает не ваше сочинение в числе лучших. Постоянно. Но
вы ведь не на соревнованиях, правда? Вполне возможно, что вы с учителем просто
по-разному смотрите на вещи. Сочинение – вещь субъективная. Оно может быть написано
по теме, события изложены последовательно, но… не цепляет, не нравится. Так что
тренируем первый навык – здоровую реакцию на критику.
И продолжаем работать над своим стилем, прислушиваемся
к замечаниям учителя. Пишем и переписываем. Если есть возможность дать почитать
одноклассникам – отлично! Пусть они оценят, насколько им интересно было читать
ваше творение; насколько легко следить за мыслью.
- · Будьте человечны!
Эту фразу Зинсер часто повторяет в связи с тем, что пишущие
совершенно не ставят себя на место читателя – создают непонятные тексты с кучей
штампов и специальных терминов. Ни один читатель не будет «переводить» такие
писания. Вот поэтому автор рекомендует разговаривать на доступном человеческом
языке.
А как это относится к школьникам? Детям часто нечего сказать
о предмете сочинения, а вернее – неохота задуматься. Поэтому они ограничиваются безличным – «это очень интересная книга». Мне на это всегда хочется воскликнуть: «Не
верю!» Не может человек не иметь никаких эмоций по поводу прочитанного,
услышанного, увиденного. Ведь если интересно, значит, был хотя бы один момент
или герой, который запал в душу? Вспоминаем, описываем.
То же про любимое время года или любимый уголок родного
города – просто регистрируем свои эмоции, впечатления, воспоминания.
Есть такая тема сочинения в программе младшей школы - «Как
мы отмечаем мой день рождения/праздники». Как-то отмечаем, верно? Перечислите. Нет,
конечно, не надо докатываться до старой миниатюры Аркадия Арканова «Вызов к
учительнице» - вот что ученик написал в своем сочинении «Как я провел
выходные»: «В субботу после школы мы всей семьей играли в «дурака». Мама
осталась 8 раз, я – 12, дедушка – 36, папа – 62. А потом я лег спать, потому
что было поздно – четыре часа ночи…».
Боже упаси, я не имею ввиду, что у кого-то дома
происходит нечто подобное. Но, естественно, есть какие-то ситуации подцензурные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий