В старших классах на уроках русской литературы много времени уделяется замыслу писателя. Как возникла идея рассказа/романа/стихотворения? Какой материал положен в основу? Что нам говорят авторские эпитеты, метафоры и пр. тропы? Почему именно таким образом выстроено произведение? Одним словом, ищем подтекст в любой фразе.
Во время моей учебы на филфаке, на одной из лекций, после очередного такого пристального разбора моя одногруппница вопросила: "Неужели писатель задумывается над выбором КАЖДОГО слова?!"
Тот же вопрос в недоумении задают и старшеклассники.
Скажу, что с точностью судить о замысле автора, мы можем, только если:
- есть какие-то свидетельства (письма, дневниковые записи, воспоминания современников)
- в произведении повторяется одна и та же деталь (например, желтый цвет в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
В остальных случаях мы пред-по-ла-га-ем. Вот почему существует столько противоположных точек зрения на одну и ту же книгу.
Чтобы понять, как рождается любое художественное произведение, достаточно ознакомиться с песней Булата Окуджавы "Я пишу исторический роман"
"Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит".
Комментариев нет:
Отправить комментарий