Школьник не умеет анализировать художественный текст, путается
с темой и идеей. С чего начать его обучение, как к этому подступиться?
Один из вариантов – свести в одну удобную схему. Вот два
примера -
Идея со схемами не моя. Я их в большом количестве встречаю в
блогах зарубежных учителей. Данный принцип – «разложить все по полочкам» - практикуется
уже среди дошкольников, понятное дело, на примере «Красной шапочки», «Трех
поросят» и других сказок.
Схему привожу как образец. Ее можно всячески улучшать,
менять в зависимости от возраста учеников, их интересов, изучаемого
произведения (правда, большие по объему тексты втиснуть будет сложно). Эта
таблица мобильна: «кубики» можно добавлять и убирать. Даже заниматься
«украшательством», размещая иллюстрации к произведению. В результате все, на
что стоит обратить внимание в первую очередь, перед глазами учащегося.
Все ли охватывает такая таблица? Разумеется, нет. Да и
невозможно литературу свести к одним схемам. НоJ
при необходимости разрабатываем другие рабочие листы -
- Некоторые произведения просто пестрят незнакомыми словами. Когда-то я упоминала о том, как разбирала с учеником рассказ Аркадия Аверченко «Индейская хитрость». В нем много незнакомой лексики – льяносы, шавнии и др. Если мы в этом хотя бы примерно не разберемся, то для нас рассказ останется загадкой. Чтобы не остался - заводим словарик «Непонятные слова и понятия». Отдельно можно организовать стенд, на котором ученики сами будут закреплять листки с вопросами по содержанию, моментами, которые остались непонятыми – почему Х поступил так, а Y ему не помог?
- «Событие – последствие». Произошло событие – Красная Шапочка не послушалась мамы и пошла через лес. Вопрос – какие последствия этого поступка?
- «Герои» - отдельный рабочий лист, посвященный действующим лицам рассказа. Например, по центру - портрет героя, а вокруг ребенок выписывает цитаты о нем. Или, вместо цитат, подбираем прилагательные, которые, на взгляд ученика, характеризуют персонаж.
Я ни в коем случае, не призываю заполнять в обязательном порядке
бесчисленное количество таблиц к каждому прочитанному рассказу. Нет, это
отобьет всякую охоту к чтению. Но, используя схемы время от времени, мы покажем ребенку возможности, пути,
алгоритм литературного анализа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий