ФОН

понедельник, 26 августа 2013 г.

Почему ребенок не любит читать?

Этот вопрос крайне волнительный для родителей и других родственников. В поисках истины создаются многостраничные обсуждения на форумах. Ответов предлагается множество – a) ребенок должен видеть читающих родителей; б) книги, которые предлагаются ребенку, ему не интересны; в) ребенка, схватившегося за книгу, мало хвалят г) и так далее в том же духе. Всё это верно в той или иной степени для того или другого ребенка, не спорю.
Я же хочу обсудить еще одно «потому что» - ребенок просто не понимает того, что читает.
Приведу пример: я разбирала с детьми рассказ Аркадия Аверченко «Индейская хитрость». Время действия – рубеж 19-20 веков. Сюжет – школьники, не подготовив домашнего задания по географии, пытаются заговорить учителя и тем самым потянуть время. Как видно из названия, прибегают к индейской хитрости. И вообще, на протяжении всего повествования много чего крутится вокруг жизни на Диком Западе.
Попросив пересказать этот рассказ, я столкнулась с тем, что дети просто опускают момент, когда их вымышленные однокашники болтовней тянули время урока. Смысл рассказа для современного читателя потерялся среди индейцев, Майн Рида и сквайеров.
Итак, мы имеем непонимание контекста (всех этих специфических слов и событий). Как следствие – непонимание подтекста: ученики просто хотят отвлечь учителя разговорами не по теме. Хотя ситуация более чем актуальная для каждого школьника, но она заслонена непонятными словами, а под конец наступает простая усталость – ну, к чему все это?
Резонно задать вопрос – мы (т.е. родители) как-то читали и понимали. А что же наши дети?
Давайте перенесемся во времени и вспомним, когда нам было 10 лет.
Рожденные в 80-ые и ранее помнят: в книгах было то же, что на телеэкранах и в кино – великая отечественная война и вообще подвиг советского народа, другие великие исторические моменты – Бородино, Ледовое побоище (продолжите ряд сами), из приключенческой литературы – индейцы, Айвенго, капитан Немо и иже с ними. Еще про зверей много чего снималось-печаталось. Вот весь список, вроде ничего не забыла. Мы были в одном контексте со всеми остальными средствами информации. И лексикой, и темпом, и стилем. Что сейчас? Сейчас радио, телевидение, кино очень сильно отличаются от литературы. Динамичность, кадр сменяется кадром, Даже если не понял идею режиссера, одни спецэффекты чего стоят, круто! А начинаешь читать – и оно тянется и тянется! Фух, всё, дебри, потерялся!
(иллюстрация с сайта etsy.com. К сожалению, автора так обнаружить и не удалось. В дальнейшем постараюсь все авторские права соблюдать:)

Я уже молчу, что у нас книга была одним из немногих развлечений. Сейчас же занимает не такое почетное место. И не обязательно упоминать компьютерные игры. Гораздо более полезные занятия вытесняют книгу – сколько разнообразнейших кружков, музеев, выставок! Сколько полезнейших штук есть на современных девайсах – тут тебе и музыку сочинишь, и фотографию обработаешь, и порисуешь в разных техниках! Т.е. появилась куча всего интересного и полезного, в результате чего книга теперь – «всего лишь одна из».
Мне возразят – а как же школа?
К сожалению, тексты школьной программы (особенно младших классов, когда как раз и нельзя упустить маленького читателя) не всегда подобраны так, как следует. Рассказы приводятся в основном с одной совершенно очевидной моралью, без подтекста и даже контекста: Ванечка не уступил бабушке место – он нехороший, а Петенька – умница, уступил. Ребенок совершенно искренне ответил учителю, кто хорош и кто плох (как будто он раньше не слыхал, что уступать место необходимо) и забыл эту историйку. Ему ничего не стоило обличить проступок: он очевиден, лежит на поверхности – бери! О чем рассуждать? С вопросами учебника ребенок справился на «отлично», но навык анализировать текст не выработал.
И еще вопрос – зачем? Кому нужно умение анализировать литературный текст? Где применять?
Грамотный читатель, умеющий построить диалог с текстом, - уже неплохое увлечение само по себе. Но подтекст существует не только в художественной литературе. С ним сталкиваешься в фильмах, новостях, в беседах с окружающими.
Что можно порекомендовать, чтобы научить ребенка понимать текст и привить интерес к чтению?
Читать вслух. Вам. Книжку, выбранную ребенком. И не только в детсадовском возрасте. Даже когда ребенок пошел в школу и вроде может остаться сам с книгой – не торопитесь. Не жалейте своего времени. Устраивайте семейные чтения вслух. Непонятное объясняйте, гуглите, ненароком задавайте вопросы, обсуждайте, показывайте картинки или отрывки из фильмов, а может и целые фильмы. Нет, фанатизма не надо: действительно, книга - не единственный источник знаний. Но освоив работу с ней, и с другими носителями будет легче. И не волнуйтесь, успеет ваш ребенок выработать технику чтения. Достаточно ему текстов «Читанки» и «Математики». А вот что-то для души осваивайте вместе.
Наверняка вы слышали вот это стихотворение Валентина Берестова -

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Мне оно очень нравится, как и остальное творчество Берестова. Но руководствоваться им не надо. Боюсь, оно было актуально для предыдущих поколений. Ребенка, умеющего складывать буквы в слоги, нельзя «бросить» в свободное плавание. Вначале нужно воспитать вдумчивого читателя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий