Заметка обзорная, планирую еще несколько –
уточняющих и дополняющих. А пока -
«Воссоздающее
воображение — это представление человеком чего-либо нового для него,
опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового
(чертеж, схему, нотную запись и т. п.)» (Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология. Пособие для педагогических училищ». М., «Просвещение», 1965 г.).
Выглядит это примерно так
Понятное дело, что Шерлок
Холмс – вымысел, сказка. Но в реальной жизни без воссоздающего воображения тоже никуда не деться. Оно - основа любого обучения: на уроках, экскурсиях, при
просмотре фильма или передачи, при чтении книги, при знакомстве с картой,
чертежом, уяснении свежепринятого закона о налогообложении или постановке нового
танца. Этот список бесконечен, потому что мы каждый день получаем и
обрабатываем уйму новой информации. Мы «цепляем» на старый сложившийся образ
новое, только что увиденное или услышанное. Вот почему в педагогике существует
понятие "преемственность обучения"- на один образ наслаиваем следующий, связанный. Ведь первокласснику не дашь материал десятого
класса – не за что зацепиться. К примеру, изучая в 5-ом классе понятие «эллиптическая
галактика», ребенок должен иметь какое-то представление о галактике и эллипсе.
Иначе это будет пустой, ни с чем не связанный термин, который быстро забудется.
Что касается литературных
занятий, то здесь воссоздающее воображение включается на всех этапах - при
чтении, пересказе и анализе. Если не
представил – то ничего и не понял, следовательно, не можешь пересказать.
Что уж тут говорить о разборе произведения.
То же с сочинениями: для того, чтобы написать на тему «Мой город»,
требуется этот город представить – его улицы, парки, запомнившиеся места или
часто посещаемые. Иначе выходит штамп «мой город большой, красивый и чистый».
Комментариев нет:
Отправить комментарий