Заметка Рустама Курбатова, директора частного лицея “Ковчег-XXI” (Красногорск, Московская
обл.), касается проблемы оценивания знаний учащихся. Меня же она заинтересовала
определением текста, которое дает автор. Именно в этом суть текста, которую надо доносить
до учеников.
Тест и Текст
Традиционная школа завершается тестом. Нетрадиционная –
текстом. Одна буква, а какая разница!
Тест. Дело не в крестике напротив правильного ответа. И
диктант, и обычная задача, и пересказ: устный или письменный; и рефераты, и
всякие развернутые ответы – всё это тест.
Всё, предполагающее однозначность, недвусмысленность, так-а-не-иначе.
Тест - в буквальном переводе на русский – проверка, проверка знания. Надо ж
проверить, все ли знания дошли до головы учащегося – чтоб без всяких усушек и
утрясок!
Ничего нет лучше теста! Просто, честно, объективно. Тест – это школьное
воплощение технократического духа цивилизации. Как штрих-код в супермакете. Бжик-бжик
– готово, кто следующий? Единый экзамен
- это частный случай общего желания всё измерить, посчитать,
стандартизировать.
Текст. Не узко –
литературный, а в широком смысле - как любое выражение себя. Проверка не знания
- а нашей реакции на знание, умения думать, мышления. Результат
столкновение своего и чужого, здравого смысла и странного, привычного и
непонятного. Текст – это выражение себя,
но не прежнего, а уже другого, после столкновения.
Новый способ решения задачки по математике, текст «от себя» на уроках русского языка,
литературное или историческое эссе, маленькое исследование на уроках
естественнонаучного цикла, говорение и письмо на иностранных языках.
Текст – штука необъективная, не тест какой-нибудь. Тут
невозможна обычная оценка. Ну и хорошо…
Самое важное и ценное в тексте – то, что можно было б
оценить – это движение мысли, попытка найти ответы и новые, собственные
вопросы. Это не то «прочное знание», которым гордится школа и мерит его тестом
– а, скорее, состояние не-доумения и не-понимания. Можно было б назвать это Живым знанием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий