ФОН

вторник, 20 января 2015 г.

Ладыженская Т.А. Творческие диктанты, Учпедгиз, 1963

Еще одно пособие профессора Т.А. Ладыженской (http://www.twirpx.com/file/1568358/ - ссылка для скачивания).
Книга состоит из двух частей. В первой, теоретической, дается определение понятию «творческий диктант», описывается методика проведения. Вторая, практическая, - это набор текстов для творческих диктантов, которые разбиты по изучаемым темам морфологии и синтаксиса. Некоторые тексты устарели, но, имея примеры, нетрудно составить новые.
Итак, согласно Т.А. Ладыженской, творческий диктант - это «такой вид упражнения, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания определенной грамматической категории или заменяют в диктуемом тексте определенные слова и словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями».
Очень полезный вид работы – когда дети изучают какие-то там придаточные образа, степени действия и качества, они не совсем понимают к чему это, не чувствуют разницы между разными конструкциями. Совсем другое дело, дать возможность попробовать на вкус, сравнить и все это в достаточно активном темпе (это все же диктант, а не списывание).
Как видно из заданий, творческие диктанты рассчитаны на учащихся средней и старшей школы.
Что дают творческие диктанты? С их помощью мы -
  • Наглядно изучаем всякие грамматические конструкции в жизненных ситуациях
  • Активизируем словарный запас
  • Ищем причинно-следственные связи, например, в таком упражнении (курсивом выделены предполагаемые ответы учащихся) 
  • Учимся описывать картины: шаблон дан, от ученика требуется уточнить кое-какие детали. Вот какое упражнение предлагается к картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» (тема «Причастие»).


Но описываем картины мы и в младших классах. Что если отойти от техники творческого диктанта и использовать такие же заготовки без диктовки? Делаем рабочие листы (как к картине К. Маковского), раздаем детям. Они на место пропуска вставляют нужное. Т.е., мы подсказали ход мыслей, показали, что от учеников требуется, а они только детализируют – какие цвета, где находятся герои, какой фон и т.д. 

1 комментарий: