ФОН

четверг, 5 сентября 2013 г.

Как описывать картину? Одна минута в музее

Есть такой французский многосерийный мультфильм «Одна минута в музее». В нем чудаковатые герои Мона, Рафаэль и Наби в течение шестидесяти секунд рассматривают произведения искусства разных эпох и стилей. За это короткое время им удается дать достаточно полное представление о картине или статуе. Есть чему поучиться. Как им это удается?

Непринужденно болтая, Мона, Рафаэль и Наби демонстрируют те основные критерии, на которые стоит обращать внимание при анализе картины
  1. Название картины
  2. Биография художника, особенности техники, периоды творчества
  3. Эпоха, в которую жил художник
  4. Ваши эмоции от картины
  5. Непосредственное описание картины, внимание к деталям. А исходя из этих деталей, поиск подтекста

По такому общему плану легко построить анализ любой картины для школьного сочинения. Не все пункты плана будут использоваться. Например, не про каждого современного художника найдешь много информации. Биография может состоять всего из двух строчек – родился в таком-то году, поступил в Академию художеств в таком-то. Фактов явно недостаточно. К описанию картины их не привяжешь. То же с эпохой: разумеется, как-то наш век влияет на личность автора, но ничего определенного сказать нельзя.
Обязательный пункт «Название». Оно нам может дать много или ничего. Букет цветов будет иметь одноименное название «Букет цветов». Или же художник переместит акцент, окрестив его «Нежность», - в таком случае нам никак не удастся пройти мимо такой подсказки.
Хотела особо остановиться на пункте 4 – наших эмоциях. Случается, что при подготовке к сочинению все внимание уделяется биографии художника и деталям картины, но забываются чувства наблюдателей.
Во-первых, когда мы пишем «художник (писатель) своей картиной (романом) хотел нам показать то-то и то-то», - то это всегда лишь наше предположение, основанное на личных подсознательных ассоциациях. С уверенностью мы можем делать такое заявление только в случае, если автор об этом сам упомянул (в письмах, дневниках, интервью). Садясь за новое произведение, автор мог и не иметь четко сформулированного плана или перечня назиданий, которые он мечтает донести до зрителя. Новое произведение чаще изливается на холст под давлением неизреченных эмоций, ярких впечатлений, для которых и слов не подобрать. И что же в итоге удалось передать? Какие чувства нахлынули на нас, какие аналогии?
Во-вторых, не стоит забывать о том, насколько важно ребенку научиться передавать свои эмоции. Именно в школьный период он овладевает умением высказывать свое мнение, самовыражаться. Поэтому, если картина вызвала негативное отношение или непонимание, не стоит пугаться. Ученик заявил, что картина кажется бессмысленной? Прекрасно! Не надо переубеждать его в том, что она «здоровская». Пусть строит анализ на том, почему не нравится и т.п. В ходе рассуждений и поисков обязательно будут даны ответы, что же изображено на картине, почему выбрана именно такая композиция и пр.
Ни в коем случае не пропускаем последний пункт нашего плана – детали. В литературном произведении тропы или определенная последовательность предложений несут в себе подтекст. Но и у картины есть подтекст, только выражается он другими средствами – цветом, размытым или чересчур четким фоном, изображением определенных деталей и т.п. Невнимание к этому иногда может лишить полотно смысла.
Например, возьмем известную картину Квентина Метсиса «Ростовщик с женой». Я – небольшой знаток живописи и, честно признаюсь, никогда внимательно эту работу не рассматривала. И как оказалось, я не замечала зеркальце внизу картины


В нем видно отражение человека. Кто он и что делает – по этому вопросу, как подсказывает поисковик, существует много мнений. Его называют вором, которого боится ростовщик, и, наоборот, благочестивым человеком в противовес бесчестному меняле. Я не буду подробно останавливаться на всех версиях, одно ясно - автор не просто так нарисовал зеркало. Опустив эту деталь, потеряем смысл полотна. Мы можем, спорить, искать аргументы, рисовать траектории, откуда падает отражение, делать параллели с другими картинами. Но мы строим диалог с картиной, с художником – и это самое важное!

Комментариев нет:

Отправить комментарий