ФОН

понедельник, 16 сентября 2013 г.

Что такое текст?

Заметка Рустама Курбатова, директора частного лицея “Ковчег-XXI” (Красногорск, Московская обл.), касается проблемы оценивания знаний учащихся. Меня же она заинтересовала определением текста, которое дает автор. Именно в этом суть текста, которую надо доносить до учеников.

Тест и Текст

Традиционная школа завершается тестом. Нетрадиционная – текстом. Одна буква, а какая разница!
Тест. Дело не в крестике напротив правильного ответа. И диктант, и обычная задача, и пересказ: устный или письменный; и рефераты, и всякие развернутые ответы – всё это тест.  Всё, предполагающее однозначность, недвусмысленность, так-а-не-иначе. Тест - в буквальном переводе на русский – проверка, проверка знания. Надо ж проверить, все ли знания дошли до головы учащегося – чтоб без всяких усушек и утрясок!
Ничего нет лучше теста! Просто,  честно, объективно. Тест – это школьное воплощение технократического духа цивилизации. Как штрих-код в супермакете. Бжик-бжик – готово, кто следующий? Единый экзамен  - это частный случай общего желания всё измерить, посчитать, стандартизировать.
Текст. Не узко – литературный, а в широком смысле  -  как любое выражение себя. Проверка не знания -  а нашей реакции на знание,  умения думать, мышления. Результат столкновение своего и чужого, здравого смысла и странного, привычного и непонятного.  Текст – это выражение себя, но не прежнего, а уже другого, после столкновения.
Новый способ решения задачки по математике,  текст «от себя» на уроках русского языка, литературное или историческое эссе, маленькое исследование на уроках естественнонаучного цикла, говорение и письмо на иностранных языках.
Текст – штука необъективная, не тест какой-нибудь. Тут невозможна обычная оценка.  Ну и хорошо…
Самое важное и  ценное в тексте – то, что можно было б оценить – это движение мысли, попытка найти ответы и новые, собственные вопросы. Это не то «прочное знание», которым гордится школа и мерит его тестом – а, скорее, состояние не-доумения и не-понимания. Можно было б назвать это Живым знанием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий