ФОН

воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Воссоздающее воображение

Заметка обзорная, планирую еще несколько – уточняющих и дополняющих. А пока - 

«Воссоздающее воображение — это представление человеком чего-либо нового для него, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т. п.)» (Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология. Пособие для педагогических училищ». М., «Просвещение», 1965 г.).

Выглядит это примерно так



Понятное дело, что Шерлок Холмс – вымысел, сказка. Но в реальной жизни без воссоздающего воображения тоже никуда не деться. Оно - основа любого обучения: на уроках, экскурсиях, при просмотре фильма или передачи, при чтении книги, при знакомстве с картой, чертежом, уяснении свежепринятого закона о налогообложении или постановке нового танца. Этот список бесконечен, потому что мы каждый день получаем и обрабатываем уйму новой информации. Мы «цепляем» на старый сложившийся образ новое, только что увиденное или услышанное. Вот почему в педагогике существует понятие "преемственность обучения"- на один образ наслаиваем следующий, связанный. Ведь первокласснику не дашь материал десятого класса – не за что зацепиться. К примеру, изучая в 5-ом классе понятие «эллиптическая галактика», ребенок должен иметь какое-то представление о галактике и эллипсе. Иначе это будет пустой, ни с чем не связанный термин, который быстро забудется.
Что касается литературных занятий, то здесь воссоздающее воображение включается на всех этапах - при чтении, пересказе и анализе. Если не представил – то ничего и не понял, следовательно, не можешь пересказать. Что уж тут говорить о разборе произведения.
То же с сочинениями: для того, чтобы написать на тему «Мой город», требуется этот город представить – его улицы, парки, запомнившиеся места или часто посещаемые. Иначе выходит штамп «мой город большой, красивый и чистый».

Комментариев нет:

Отправить комментарий