ФОН

вторник, 21 января 2014 г.

Замысел писателя


В старших классах на уроках русской литературы много времени уделяется замыслу писателя. Как возникла идея рассказа/романа/стихотворения? Какой материал положен в основу? Что нам говорят авторские эпитеты, метафоры и пр. тропы? Почему именно таким образом выстроено произведение? Одним словом, ищем подтекст в любой фразе.
Во время моей учебы на филфаке, на одной из лекций, после очередного такого пристального разбора моя одногруппница вопросила: "Неужели писатель задумывается над выбором КАЖДОГО слова?!"
Тот же вопрос в недоумении задают и старшеклассники.
Скажу, что с точностью судить о замысле автора, мы можем, только если:

  • есть какие-то свидетельства (письма, дневниковые записи, воспоминания современников)
  • в произведении повторяется одна и та же деталь (например, желтый цвет в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

В остальных случаях мы пред-по-ла-га-ем. Вот почему существует столько противоположных точек зрения на одну и ту же книгу.
Чтобы понять, как рождается любое художественное произведение, достаточно ознакомиться с песней Булата Окуджавы "Я пишу исторический роман"
Так задумывается писатель над каждым словом?
"Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит".

Комментариев нет:

Отправить комментарий