ФОН

понедельник, 3 ноября 2014 г.

Описание предмета. Вопросы про ложку

На образовательном сайте МДР (Мышление Деятельность Радость) я нашла ролик «Задайте вопрос про ложку! - основы мышления». Сами авторы вот что пишут о цели данного упражнения – «Игра развивает логику, эрудицию и формирует привычку задавать вопросы. Для того чтобы сформулировать не пустой вопрос, необходима минимальная рефлексия - нужно в своём мышлении отделить знаемое от незнаемого, понятное от непонятного, да ещё и дать этому незнаемому и непонятному логическую формулировку в словесной форме, а в идеале ещё и соотнести свой вопрос с позицией того, к кому он обращён».

 

Но данное упражнение может нам пригодиться вот еще для чего. Когда детям приходится описывать обычный предмет, который они видят по 10 раз на дню, то они в замешательстве – а что же еще можно о нем сказать. Например, на уроках языка есть такие задания: опишите ручку/линейку/пенал/прочую канцпринадлежность. Что можно написать о той же линейке? А давайте составим список всевозможных вопросительных слов – что? Кто? (и прочие падежные вопросы) Когда? Почему? Куда? Откуда? Какой? Как? А теперь составим из них вопросы –

Кто - сделал линейку? Купил линейку? Когда – мне купили линейку? Человек изобрел линейку? (на этот вопрос без Гугла или энциклопедии не ответишь) Что – я измеряю линейкой? Можно делать линейкой? Какая - Длина моей линейки? Из чего – сделана моя линейка? И т.д.

На эти вопросы обязательно надо дать ответы. И вот у вас в руках уже целый ворох информации

Линейку сделал какой-то рабочий на китайской фабрике. Линейку мне купила мама. Мама мне купила линейку перед началом учебного года. Линейку я складываю в пенал. Линейкой я часто пользуюсь на уроках математики и рисования. Я черчу с ее помощью отрезки и таблицы. С помощью линейки можно проводить ровные линии и резать яблоки. Моя линейка сделана из пластмассы. И т.д.

Из этих предложений выбираем те, на которых можно построить наше сочинение. А еще по ходу может возникнуть вопрос (как у одного моего ученика) «как инопланетянин пользовался бы линейкой?». И это совсем не бесполезный вопрос. Он подарит нам свежий взгляд на вещь, т.н. прием остранения. Т.е. мы посмотрим на предмет так, будто его никогда не видели раньше. В данном случае становимся на место инопланетянина и изучаем заново этот кусок пластмассы/дерева/железа. Так происходят открытия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий